«Самара – запасная столица»: любить – значит интересоваться

Год назад, в июле 2014-го, агентство коммуникаций «ПРАТОН» начало подготовку к первому мероприятию собственного большого проекта «Самара – запасная столица». О том, что сделано за минувший год, рассказывает генеральный директор агентства Татьяна Мокшина.

- Как возникла идея проекта «Самара – запасная столица»?

- Нам давно хотелось реализовать собственный проект, который был бы нужен родному городу и принес ему реальную пользу. А сейчас Самара как никогда нуждается в самоидентификации, бренде, который был бы близок жителям города и узнаваем в пространстве страны. Нас ведь до сих пор путают с Саратовом. Идей по продвижению городского бренда было много, но «точкой сборки» стал приближающийся юбилей – 70-летие Победы. Именно военные годы стали для Самары временем, которое изменило историческую судьбу нашего города, сюда были эвакуированы иностранные посольства, правительственные учреждения, театры, десятки заводов. Куйбышев стал запасной столицей – кстати, формально этот статус не снят с нас до сих пор. «Запасная столица» может стать тем уникальным брендом, который сегодня нужен Самаре. В названии проекта мы сознательно остановились на «Самаре», а не «Куйбышеве» – наш проект основывается на истории, но он устремлен в будущее. 

- Что уже сделано?

- Первым мероприятием стал форсайт проекта «Самара – запасная столица». Уже на старте стало понятно, что проект интересен многим – власти, ученым-историкам, журналистам, жителям города.

Вторым важным событием стала организация секции «Самара – запасная столица» на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы изучения военной истории – 2015». Мы опасались, что выступающих будет мало, но в итоге эта секция стала одной из самых интересных, содержательных и живых. Здесь выступали не только ученые-историки, но и люди, которые придумали и реализовали проекты о военной судьбе города.

3 мая мы провели спортивный праздник. В этот день в 1942 году состоялся матч с участием только что образованного в «запасной столице» клуба «Крылья Советов». Готовя это мероприятие, мы сами узнали массу интересных вещей. Например, что в трудные годы войны в городе шла очень активная спортивная жизнь, а команды из соображений секретности называли по фамилиям капитанов. Хочу отметить, что в празднике 3 мая приняли активное участие предприятия нашего города. Впервые за много лет была создана футбольная сборная предприятий самарского авиапрома. И для молодой команды она очень достойно сыграла с железнодорожниками. Много теплых слов мы услышали от ветеранов предприятий, жителей района, где расположен стадион «Локомотив».

Очень удачным оказался проект «Школа экскурсовода-волонтера», на котором в течение четырех занятий обучаются навыкам проведения экскурсий по теме «Самара – запасная столица». Шесть групп мы набрали буквально за неделю. Честно говоря, сами не ожидали от самарцев такой активности! И основной мотивацией для большинства участников стала возможность узнать больше о своем городе и рассказать об этом своим друзьям и знакомым. Интересоваться – значит, любить. А любить – значит интересоваться.

- Волонтеры уже проводили экскурсии сами?

- Конечно. Как минимум одну экскурсию нужно провести, чтобы получить сертификат об окончании Школы. Кроме того, наши волонтеры организовали экскурсии для участников всероссийского библиотечного конгресса, который проходил в Самаре. Была и «персональная» прогулка по городу – ее провели для известного экономиста, профессора московской Высшей школы экономики Рустема Нуреева. Уверена, что наши добровольные экскурсоводы будут востребованы в 2018 году, когда на Чемпионат мира по футболу в Самару приедут десятки тысяч гостей. 

Сейчас этот проект активно развивается. Мы рассматриваем возможность корпоративного волонтерства: предлагаем обучить сотрудников компаний навыкам проведения экскурсий. Совместно с филологическим факультетом Самарского госуниверситета будет реализована программа подготовки экскурсоводов-волонтеров из числа студентов. Преподаватель нашей школы Глеб Алексушин стартует в сентябре с аналогичным проектом. Как говорится, процесс пошел. 

- Что в ближайших планах?

- 2 сентября, в день 70-летия окончания Второй мировой войны, состоится кинофестиваль фильмов о войне, снятых в тех странах, чьи посольства работали у нас в городе в годы войны. Это очень разные ленты, единые в одном: в понимании того, что война – страшное бедствие, повторения которого нужно избегать всеми силами и средствами. В сегодняшних геополитических обстоятельствах это архиважная идея. Мы хотим, чтобы участниками кинофестиваля стало как можно больше молодых людей, поэтому площадками для показов станут не только кинотеатры, но и вузы Самары.

- Почему вы занялись этим проектом?

- По собственной инициативе и по велению души. Всем хочется жить в благополучии и процветании. Кто-то строит дороги, кто-то убирает мусор, а мы умеем работать со смыслами, репутацией, коммуникациями. В чем польза этой работы? Когда улучшается имидж города, это тянет за собой серьезные изменения. Пример Мышкина: этот небольшой город сумел вложиться в имидж, а в итоге у него появились инвестиции, есть развитая туристическая инфраструктура и общероссийская известность. У Самары огромный потенциал. И если каждый из жителей вместо того, чтобы сетовать на бездорожье и прочие городские проблемы, попытается на своем профессиональном уровне внести лепту в благополучие Самары, вскоре окажется, что город растет и процветает на благо жителей и на зависть гостям. 


Есть вопросы?